С 1 мая 2009 года вступили в силу поправки в законода­тельство, призванные защитить права организаций и ин­дивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. 06 этих изменениях нужно знать каждому «вмененщику»

Федеральный закон от 26.1 2.2008№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при осущест­влении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) должен был вступить в силу с 1 ию­ля 2009 года. Однако позже законодатели уста­новили, что Закон № 294-ФЗ действует с 1 мая 2009 года (за исключением отдельных положе­ний). Об этом Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».

Напомним: ранее порядок проведения контрольных мероприятий регламентировал Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Но его положения не распространялись на проверки органов местного самоуправления.

Заметим, что нормы Закона № 294-ФЗ, уста­навливающие порядок организации и проведе­ния проверок, не применяются при проведении финансового, налогового и валютного контроля, а также расследовании причин возникновения не­счастных случаев на производстве и ряда других мероприятий по контролю. Полный перечень про­верок, на которые не влияют общие ограничения, указан в пункте 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. При этом ревизии Ростехнадзора, Роспотребнадзора и Государственной противопожарной службы МЧС России должны осуществляться с учетом всех новых требований.

Проверки бывают разные

Закон № 294-ФЗ подразделил все проверки на плановые и внеплановые. Эти мероприятия по контролю могут проводиться в документарной и вы­ездной форме. Итак, обо всем по порядку.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разра­батываемых органами государственного и муниципального контроля. Эти планы должны быть размещены в интернете. Кстати, если органы государ­ственного и муниципального контроля будут проводить проверки совмест­но, в плане указываются наименования всех участников проверки.

С 1 января 2010 года в обязанности Генеральной прокуратуры РФ вхо­дит формирование ежегодного сводного плана проверок (п. б и 7 Закона № 294-ФЗ),

Включить «вмененщика» в ежегодный план проверок можно, если:

- с момента государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) прошло три года;

- последняя плановая проверка проводилась более трех лет назад;

- со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, о которой нужно уведомлять федеральные органы государственной власти, прошло три года.

Каждое ведомство вправе проводить плановые проверки фирмы (инди­видуального предпринимателя) не чаще одного раза в три года. До 1 мая 2009 года контролеры были вправе проводить данные мероприятия не ча­ще одного раза в два года.

О назначении проведения плановой проверки организация или инди­видуальный предприниматель должны быть уведомлены не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Для этого контролирующий орган направляет «вмененщику» копию соответствующего распоряжения или приказа (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки

Помимо плановых проверок Закон № 294-ФЗ позволяет контролирующим органам приходить к «вмененщику» с ревизией внепланово. Однако осно­вания для проведения внеплановых проверок существенно сократились. Так, провести данную проверку можно, только если имели место следую­щие обстоятельства:

- фирма (индивидуальный предприниматель) не исполнила в положенный срок предписание об устранении ранее выявленного нарушения;

- контролирующий орган получил жалобу о нарушении прав потребители от самих пострадавших;

- контролирующий орган получил информацию, в том числе из средств массовой информации, о том, что в результате ведения деятельности ком-

Возьмите на заметку

Что должно быть указано в распоряжении или приказе о проведении проверки?

В распоряжении или приказе руководителя органа государственного или муниципального кон­троля или его заместителя должны содержаться следующие реквизиты:

- наименование органа государственного или муниципального контроля;

- ФИО и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых
экспертов и представителей экспертных организаций;

- наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), проверка которой
проводится;

- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязатель­
ные требования;

- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения
целей и задач проведения проверки;

- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

- перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач
проведения проверки;

- даты начала и окончания проведения проверки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ. Обратите внимание: типовая форма указанного распоряжения (приказа) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 №141.

 

пании (индивидуального предпринимателя) возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо организация (индивидуальный предприниматель) уже нанесла такой вред.

При проведении внеплановой выездной проверки плательщиков ЕНВД, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, необ­ходимо согласование факта проверки с органом прокуратуры РФ.

Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки фирма (ин­дивидуальный предприниматель) должна получить непозднее чем за 24 ча­са до ее начала любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Однако если в результате деятельности «вмененщика» был причинен вред жизни и здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства или возникает угроза чрезвычайной ситуации, то уведомлять о начале внеплановой проверки не требуется.

Документарные проверки

Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального кон­троля. Предмет такой ревизии — это сведения, содержащиеся в докумен­тах фирмы (индивидуального предпринимателя), которые устанавливают организационно-правовую форму, и документы, связанные с исполнением обязательных требований.

Обратите внимание: если контролирующим органам необходимо по­лучить дополнительную информацию, то в адрес фирмы направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые доку­менты.

Компания (индивидуальный предприниматель) обязана в течение де­сяти рабочих дней со дня получения запроса направить в уполномоченный орган копии указанных документов, заверенные печатью (при ее наличии) и подписью руководителя фирмы (предпринимателя) или его уполномо­ченного представителя. Причем нотариально удостоверять копии предо­ставляемых документов не требуется.

Если проверяющие выявили ошибки или противоречия в документах, то организации или индивидуальному предпринимателю сообщается об этом и дается десять рабочих дней для представления письменных пояснений.

Если пояснения не будут представлены или контролирующие органы найдут признаки нарушения обязательных требований или норм, установленных муниципальными правовыми актами, организации (индивидуаль­ному предпринимателю) грозит выездная проверка.

Выездные проверки

Выездная проверка проводится по месту нахождения или по месту факти­ческого осуществления деятельности фирмы (индивидуального предпри­нимателя).

Помимо противоречий в документах плательщика ЕНВД основанн­ом для назначения выездной проверки может стать оценка соответствия работников, состояний используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, реали­зуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям.

Организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо
перед проверкой потребовать у ревизоров предъявить служебное удостоверение и распоряжение (приказ) о назначении выездной проверки,
подписанное руководителем контролирующего органа или его замести­телем.

Сроки проведения проверок

Длительность любой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). В исключительных случаях, когда необходимо провести сложные и длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования, срок проведения выездной плановой провер­ки может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Имейте в виду: выездная плановая проверка малого предприятия не 'может длиться более 50 часов в год. А если фирма относится к категории микропредприятий, выездная плановая ревизия может продолжаться не дольше 15 часов в год. В исключительных случаях указанные сроки могут быть продлены еще на 15 часов.

Некоторые «вмененщики» осуществляют свою деятельность на терри­тории нескольких субъектов РФ. В подобном случае срок проведения про­верок устанавливается отдельно по каждому филиалу (представительству) организации, уплачивающей ЕНВД.

Оформление результатов проверок

По результатам ревизии представители контрольного органа составляют акт проверки в двух экземплярах. Типовая форма этого документа утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб об­следования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытании экспертиз, объяснения работников организации (индивидуального пред­принимателя), предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю фирмы (индивидуальному предпринимателю) или уполномоченному пред­ставителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с этим актом.

Если «вмененщик» не согласен с фактами, выводами или предложе­ниями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе представить в письмен­ной форме возражения в контролирующий орган. К ним можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений. Однако сделать это следует в течение 1 5 дней с даты получения акта проверки.

На основании пункта 8 статьи 16 Закона № 294-ФЗ организации и ин­дивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок. Он поможет осуществлять контроль соблюдения требований, содержа­щихся в рассматриваемом федеральном законе. Типовая форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

В журнале ревизоры записывают сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, общем времени се проведения (для субъектов малого и среднего предпринимательства эта информация указывается в часах), правовых основаниях, целях, за­дачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных пред­писаниях.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостове­рен печатью организации или индивидуального предпринимателя (при ее наличии). Если данный журнал отсутствует, в акте проверки делается соот­ветствующая запись.

Если проверяющие допустили грубые нарушения

В Законе № 294-ФЗ появились положения, посвященные защите прав ор­ганизаций и предпринимателей, подвергающихся контрольным мероприятиям. Так, если в ходе проверки контролирующие органы допустили грубые нарушения, ее результаты признаются недействительными и подлежат от­мене (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Под грубыми нарушениями понимается отсутствие оснований для про­ведения проверки, нарушение срока уведомления о начале проверки, не­согласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки, несоблюдение сроков и времени проведения проверок, осуществление проверки без соответствующего распоряжения или приказа, непредстав­ление акта проверки, требование документов, не относящихся к предмету проверки.

Обжаловать акт проверки фирма (индивидуальный предприниматель) может как в вышестоящем органе, так и в суде.

Учтите: если ревизия, проведенная с нарушениями, привела к убыткам проверяемой фирмы (индивидуального предпринимателя), то она вправе потребовать их компенсации за счет бюджетных средств в судебном поряд­ке. Кстати, упущенная выгода (неполученный доход) также подлежит воз­мещению.

Порядок округления значений физических показателей

При исчислении суммы ЕНВД значения физических показателей указываются в целых единицах (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). Все зна­чения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения стои­мостных показателей менее 50 коп. (0,5 еди­ницы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 едини­цы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).

Таким образом, при расчете суммы еди­ного налога на вмененный доход значения физических показателей округляются по ана­логии со стоимостными показателями (то есть значения менее половины единицы отбра­сываются, а до целой единицы округляются лишь значения, равные или превышающие половину). Об этом — письмо Минфина Рос­сии от 16.06.2009 № 03-11-11/111.

Приостановили деятельность? Лучше сняться с учета

Минфин России считает, что плательщики единого налога на вмененный доход обязаны уплачивать ЕНВД независимо от фактическо­го приостановления деятельности (письмо от 30.06.2009 № 03-11 -06/3/1 74). Если дея­тельность прекращается на неопределенный срок, финансовое ведомство рекомендует сняться с учета в инспекции в качестве пла­тельщика ЕНВД, а при возобновлении дея­тельности - снова встать на учет. В противном случае придется платить единый налог в пол­ном объеме и сдавать декларации по ЕНВД.

Кроме того, Минфин России ответил на вопрос о восстановлении сумм НДС при сме­не налогового режима. Так, согласно под­пункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при пе­реходе налогоплательщика с общего режима налогообложения на «вмененку» суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, в порядке, предусмо­тренном в главе 21 НК РФ, подлежат вос­становлению в налоговом периоде, предше­ствующем переходу на указанный налоговый режим. Суммы налога, подлежащие восста­новлению, в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются, а учитываются в составе про­чих расходов согласно статье 264 НК РФ. А при возврате с «вмененки» на общий ре­жим налогообложения указанные суммы НДС к вычету не принимаются.