С 1 мая 2009 года вступили в силу поправки в законодательство, призванные защитить права организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. 06 этих изменениях нужно знать каждому «вмененщику»
Федеральный закон от 26.1 2.2008№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) должен был вступить в силу с 1 июля 2009 года. Однако позже законодатели установили, что Закон № 294-ФЗ действует с 1 мая 2009 года (за исключением отдельных положений). Об этом Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».
Напомним: ранее порядок проведения контрольных мероприятий регламентировал Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Но его положения не распространялись на проверки органов местного самоуправления.
Заметим, что нормы Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении финансового, налогового и валютного контроля, а также расследовании причин возникновения несчастных случаев на производстве и ряда других мероприятий по контролю. Полный перечень проверок, на которые не влияют общие ограничения, указан в пункте 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. При этом ревизии Ростехнадзора, Роспотребнадзора и Государственной противопожарной службы МЧС России должны осуществляться с учетом всех новых требований.
Проверки бывают разные
Закон № 294-ФЗ подразделил все проверки на плановые и внеплановые. Эти мероприятия по контролю могут проводиться в документарной и выездной форме. Итак, обо всем по порядку.
Плановые проверки
Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля. Эти планы должны быть размещены в интернете. Кстати, если органы государственного и муниципального контроля будут проводить проверки совместно, в плане указываются наименования всех участников проверки.
С 1 января 2010 года в обязанности Генеральной прокуратуры РФ входит формирование ежегодного сводного плана проверок (п. б и 7 Закона № 294-ФЗ),
Включить «вмененщика» в ежегодный план проверок можно, если:
- с момента государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) прошло три года;
- последняя плановая проверка проводилась более трех лет назад;
- со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, о которой нужно уведомлять федеральные органы государственной власти, прошло три года.
Каждое ведомство вправе проводить плановые проверки фирмы (индивидуального предпринимателя) не чаще одного раза в три года. До 1 мая 2009 года контролеры были вправе проводить данные мероприятия не чаще одного раза в два года.
О назначении проведения плановой проверки организация или индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Для этого контролирующий орган направляет «вмененщику» копию соответствующего распоряжения или приказа (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Внеплановые проверки
Помимо плановых проверок Закон № 294-ФЗ позволяет контролирующим органам приходить к «вмененщику» с ревизией внепланово. Однако основания для проведения внеплановых проверок существенно сократились. Так, провести данную проверку можно, только если имели место следующие обстоятельства:
- фирма (индивидуальный предприниматель) не исполнила в положенный срок предписание об устранении ранее выявленного нарушения;
- контролирующий орган получил жалобу о нарушении прав потребители от самих пострадавших;
- контролирующий орган получил информацию, в том числе из средств массовой информации, о том, что в результате ведения деятельности ком-
Возьмите на заметку
Что должно быть указано в распоряжении или приказе о проведении проверки?
В распоряжении или приказе руководителя органа государственного или муниципального контроля или его заместителя должны содержаться следующие реквизиты:
- наименование органа государственного или муниципального контроля;
- ФИО и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых
экспертов и представителей экспертных организаций;
- наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), проверка которой
проводится;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязатель
ные требования;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения
целей и задач проведения проверки;
- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
- перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач
проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
Об этом сказано в пункте 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ. Обратите внимание: типовая форма указанного распоряжения (приказа) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 №141.
пании (индивидуального предпринимателя) возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо организация (индивидуальный предприниматель) уже нанесла такой вред.
При проведении внеплановой выездной проверки плательщиков ЕНВД, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, необходимо согласование факта проверки с органом прокуратуры РФ.
Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки фирма (индивидуальный предприниматель) должна получить непозднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Однако если в результате деятельности «вмененщика» был причинен вред жизни и здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства или возникает угроза чрезвычайной ситуации, то уведомлять о начале внеплановой проверки не требуется.
Документарные проверки
Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля. Предмет такой ревизии — это сведения, содержащиеся в документах фирмы (индивидуального предпринимателя), которые устанавливают организационно-правовую форму, и документы, связанные с исполнением обязательных требований.
Обратите внимание: если контролирующим органам необходимо получить дополнительную информацию, то в адрес фирмы направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые документы.
Компания (индивидуальный предприниматель) обязана в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса направить в уполномоченный орган копии указанных документов, заверенные печатью (при ее наличии) и подписью руководителя фирмы (предпринимателя) или его уполномоченного представителя. Причем нотариально удостоверять копии предоставляемых документов не требуется.
Если проверяющие выявили ошибки или противоречия в документах, то организации или индивидуальному предпринимателю сообщается об этом и дается десять рабочих дней для представления письменных пояснений.
Если пояснения не будут представлены или контролирующие органы найдут признаки нарушения обязательных требований или норм, установленных муниципальными правовыми актами, организации (индивидуальному предпринимателю) грозит выездная проверка.
Выездные проверки
Выездная проверка проводится по месту нахождения или по месту фактического осуществления деятельности фирмы (индивидуального предпринимателя).
Помимо противоречий в документах плательщика ЕНВД основанном для назначения выездной проверки может стать оценка соответствия работников, состояний используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям.
Организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо
перед проверкой потребовать у ревизоров предъявить служебное удостоверение и распоряжение (приказ) о назначении выездной проверки, подписанное руководителем контролирующего органа или его заместителем.
Сроки проведения проверок
Длительность любой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). В исключительных случаях, когда необходимо провести сложные и длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен еще на 20 рабочих дней.
Имейте в виду: выездная плановая проверка малого предприятия не 'может длиться более 50 часов в год. А если фирма относится к категории микропредприятий, выездная плановая ревизия может продолжаться не дольше 15 часов в год. В исключительных случаях указанные сроки могут быть продлены еще на 15 часов.
Некоторые «вмененщики» осуществляют свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ. В подобном случае срок проведения проверок устанавливается отдельно по каждому филиалу (представительству) организации, уплачивающей ЕНВД.
Оформление результатов проверок
По результатам ревизии представители контрольного органа составляют акт проверки в двух экземплярах. Типовая форма этого документа утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.
К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытании экспертиз, объяснения работников организации (индивидуального предпринимателя), предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю фирмы (индивидуальному предпринимателю) или уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с этим актом.
Если «вмененщик» не согласен с фактами, выводами или предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе представить в письменной форме возражения в контролирующий орган. К ним можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений. Однако сделать это следует в течение 1 5 дней с даты получения акта проверки.
На основании пункта 8 статьи 16 Закона № 294-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок. Он поможет осуществлять контроль соблюдения требований, содержащихся в рассматриваемом федеральном законе. Типовая форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.
В журнале ревизоры записывают сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, общем времени се проведения (для субъектов малого и среднего предпринимательства эта информация указывается в часах), правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации или индивидуального предпринимателя (при ее наличии). Если данный журнал отсутствует, в акте проверки делается соответствующая запись.
Если проверяющие допустили грубые нарушения
В Законе № 294-ФЗ появились положения, посвященные защите прав организаций и предпринимателей, подвергающихся контрольным мероприятиям. Так, если в ходе проверки контролирующие органы допустили грубые нарушения, ее результаты признаются недействительными и подлежат отмене (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
Под грубыми нарушениями понимается отсутствие оснований для проведения проверки, нарушение срока уведомления о начале проверки, несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки, несоблюдение сроков и времени проведения проверок, осуществление проверки без соответствующего распоряжения или приказа, непредставление акта проверки, требование документов, не относящихся к предмету проверки.
Обжаловать акт проверки фирма (индивидуальный предприниматель) может как в вышестоящем органе, так и в суде.
Учтите: если ревизия, проведенная с нарушениями, привела к убыткам проверяемой фирмы (индивидуального предпринимателя), то она вправе потребовать их компенсации за счет бюджетных средств в судебном порядке. Кстати, упущенная выгода (неполученный доход) также подлежит возмещению.
Порядок округления значений физических показателей
При исчислении суммы ЕНВД значения физических показателей указываются в целых единицах (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).
Таким образом, при расчете суммы единого налога на вмененный доход значения физических показателей округляются по аналогии со стоимостными показателями (то есть значения менее половины единицы отбрасываются, а до целой единицы округляются лишь значения, равные или превышающие половину). Об этом — письмо Минфина России от 16.06.2009 № 03-11-11/111.
Приостановили деятельность? Лучше сняться с учета
Минфин России считает, что плательщики единого налога на вмененный доход обязаны уплачивать ЕНВД независимо от фактического приостановления деятельности (письмо от 30.06.2009 № 03-11 -06/3/1 74). Если деятельность прекращается на неопределенный срок, финансовое ведомство рекомендует сняться с учета в инспекции в качестве плательщика ЕНВД, а при возобновлении деятельности - снова встать на учет. В противном случае придется платить единый налог в полном объеме и сдавать декларации по ЕНВД.
Кроме того, Минфин России ответил на вопрос о восстановлении сумм НДС при смене налогового режима. Так, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при переходе налогоплательщика с общего режима налогообложения на «вмененку» суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, в порядке, предусмотренном в главе 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный налоговый режим. Суммы налога, подлежащие восстановлению, в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются, а учитываются в составе прочих расходов согласно статье 264 НК РФ. А при возврате с «вмененки» на общий режим налогообложения указанные суммы НДС к вычету не принимаются.